дорожно-строительные работыдорожно-строительные работы в Москведорожно строительные работы
Яндекс.Метрика

Виды работ

дорожно-строительные работыдорожно строительные работы

Статьи

Устройство дорожной одежды, покрытия и основания

Дорожная одежда является основным из всего комплекса дорожных сооружений, применяемых в асфальтирование дорог. На ней лежит основная нагрузка от колёс автомобилей, поэтому она должна обладать значительной прочностью и износоустойчивостью, сохраняя эти свойства в большом диапазоне положительных и отрицательных температур, и выдерживать длительный срок эксплуатации.
В дорожной одежде постоянно возникают вертикальные и горизонтальные напряжения от воздействия транспорта, постепенно затухающие с глубиной. В связи с этим, её можно изготавливать из нескольких слоёв. Величина нагрузки на каждый слой различна, что позволяет устраивать их разными по прочности.

Наиболее прочным должно быть самое верхнее покрытие, непосредственно воспринимающее нагрузку от колёс автомобилей и различных природных влияний. Кроме прочности, износоустойчивости и термоустойчивости, ему надлежит быть максимально ровным, и достаточно шероховатым для оптимального сцепления с ним колёс автомобилей. Оно не должно быть скользким, не должно пылить, и призвано быть в рабочем состоянии во все времена года, при любой температуре и погоде. Покрытие также призвано увеличивать прочность всей дорожной одежды в целом, и предотвращать проникновение в неё воды с поверхности.
Когда верхние слои тонкие, создаваемые из самых прочных и дорогих материалов, то их делают двойными, что позволяет снизить расходы на строительство. В этом случае нижний слой делают из менее прочного материала, чем верхний, и он служит хорошему сцеплению покрытия с основанием. Верхний слой, непосредственно контактирующий с транспортом, делают более прочным. Сверху укладывается так называемый тонкий «слой износа».

Покрытие передаёт нагрузку основанию, которое, в свою очередь, распределяет её по земляному полотну. Основание снабжает дорожную одежду хорошей прочностью. Оно не допускает появления различных небезопасных деформаций, способных нарушить ровность покрытия и вызвать на нём локальные разрушения, которые, конечно, ухудшают качество и уменьшают срок его службы.
Основание состоит из одного или нескольких слоёв. Для его сооружения используются менее прочные материалы, чем для покрытия, поскольку оно не подвержено непосредственному воздействию колёс автомобилей. Оно изолировано от этого воздействия и от поверхностной влаги, и находится в лучших условиях, чем покрытие.
Однако, к материалам основания, при сооружении дорог в Первой и Второй климатических зонах, предъявляются повышенные требования в плане водостойкости и морозостойкости. Это обусловлено возможностью зимнего промерзания основания из-за проникновения в него воды из земляного полотна, и последующего его переувлажнения.
Если при сооружении основания невозможно соблюсти все требования, тогда сооружают дополнительный слой, на который его и укладывают. Дополнительный слой может быть сделан из различных материалов. В случае, когда толщина основания недостаточна, дополнительный слой служит для последующего распределения нагрузки. Тогда он называется подстилающим.
Если дополнительный слой служит для отвода воды, в этих случаях производят устройство основания из щебня, песка, шлака и других материалов. Слой такого типа называется дренирующим. При использовании местных песков, он укладывается на полную ширину земляного полотна.

Чтобы избежать морозного пучения земляного полотна, необходимо морозостойкие слои основания сооружать из хороших морозостойких материалов, и делать их достаточно толстыми.