тротуарная плитка производствотротуарная плиткатротуарная плитка укладка
Яндекс.Метрика

Виды работ

изготовление тротуарной плиткимощение тротуарной плиткой

Статьи

Тротуарная плитка

В данной статье речь пойдёт о тротуарной плитки – строительном материале, применяемым для изготовления дорожных покрытий.

Брусчатка, согласно определению Большой Советской Энциклопедии, это каменный дорожно-строительный материал в виде брусков из прочных горных пород, имеющих форму, близкую к параллелепипеду. Правда сейчас на рынке существует огромное разнообразие как собственно форм брусков, так и видов материалов для них. Обычные размеры: длина 15—30, ширина 9—15, высота 10—16(всё в см). Процесс укладки называется мощением.

Сам способ мощения дорог брусчаткой был известен ещё в Древнем Риме, однако тогда он был более простым. В наше время необходимо произвести как минимум восемь технологических операций. Впрочем, технологию укладки тротуарной плитки мы подробно опишем потом, сначала необходимо разобраться в преимуществах данного вида дорожного покрытия.

Естественно, может возникнуть вопрос – зачем использовать такой древний способ нанесения дорожного покрытия, как укладка брусчатки, если есть множество других современных способов? На этот вопрос есть очевидный ответ – иметь вокруг своего офиса, здания и коттеджа территорию, вымощенную тротуарной плиткой, сейчас становиться очень модно и престижно.

Во-первых, этот материал очень красив и эстетичен. Особенно хочется отметить, что она имеет огромное количество цветов и оттенков, насыщенность которых не теряется со временем.

Во-вторых, имеет отличные эксплуатационные свойства. Одним из них является устойчивость к изменениям климата – она особенно устойчива к холоду, ёё морозостойкость составляет около 200 циклов, что делает ее хорошим покрытием в условиях русской зимы. Также к её плюсам относятся высокое сопротивление истиранию, обеспечивающее долговечность эксплуатации брусчатки, высокая прочность (максимальная нагрузка может быть до 600 кг/смІ), и хорошая поглощаемость влаги, то есть почти вся вода уходит в песок, на поверхности тротуарной плитки никогда не бывает луж.

В-третьих, такое важное свойство, как экологичность. Брусчатка не выделяет при климатическом нагреве летучих канцерогенных соединений. Она изготавливается из натуральных природных материалов и не содержит вредных химических добавок.

В-четвёртых, это уникальное покрытие в плане обслуживания и демонтажа. Легко заменить любой повреждённый элемент. А самое ёё весомое преимущество заключается в том, что при необходимости ведения земляных работ она легко снимается, а потом ту же брусчатку можно укладывать вновь.

Обычно брусчатку изготавливают колкой на камнекольных машинах с последующей притёской лицевой грани и краев. Это касается только натурального материала. Искусственную производят двумя способами: вибропрессованием и вибролитьём.

При способе производства тротуарной плитки вибропрессованием бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая стоит на подставке, называемой станиной, которая непрерывно вибрирует. На смесь сверху давит пуансон (деталь обратная матрице, точно входящая в нее) до полного уплотнения смеси. Пуансон тоже непрерывно вибрирует. После этого матрица и пуансон поднимаются, на поддоне остаются готовые бруски. Метод высокопроизводителен и имеет высокую степень автоматизации.

При производстве же методом вибролитья бетонная смесь укладывается в пластиковую форму. Форма ставится на стол с непрерывно вибрирующей поверхностью и выдерживается на нем некоторое время. После того как бетонная смесь в форме утрамбовалась, форма снимается со стола и выстаивается в теплом месте около 9 часов, после чего из нее извлекается готовая брусчатка.

При сравнении этих методов следует заметить, что при вибролитье получается менее долговечный в эксплуатации материал, зато она может иметь гораздо больше различных форм, чем при вибропрессовании. Но при этом методе из-за достаточной автоматизации труда легко выходить на большие объёмы производства.

Безусловно, искусственная тротуарная плитка стоит дешевле натуральной, однако натуральная обладает более высокими эксплуатационными параметрами.

Что касается процесса укладки тротуарной плитки, то существуют различные схемы укладки блоков. Наибольшее разнообразие этих схем предоставляет прямоугольная плитка, чаще всего и называемая собственно «брусчаткой». Основные схемы, используемые здесь - «кирпичная кладка» и «столбик». Они могут укладываться машинным способом. Можно выкладывать и попарным расположением брусков. Все эти методы смотрятся лучше при использовании нескольких цветов.

Если же материал имеет особенную форму, отличную от прямоугольной, то способы укладки определяются геометрией отдельных ёё частей.

Хотя тротуарная плитка и очень долговечный материал, но её срок службы зависит в большей степени от качества проведения работ по её укладке. Как было сказано выше, процесс укладки состоит из нескольких операций. Мы опишем самые основные.

Основанием для укладки обычно служит щебень и гравий (иногда к ним добавляют бетон). Высота слоя – от 15 до 30 см. Щебень исполняет роль дренажа, но всё равно рекомендуется при подготовке нижнего слоя делать уклоны и водостоки, это необходимо для того, чтобы вода не скапливалась под верхним слоем покрытия.Потом обычно используют выравнивание по маякам. Суть метода состоит в том, что перед тем, как укладывать подстилающий слой, выставляются выравнивающие рейки, закрепляемые при помощи песка. Следующий этап метода – это установка бордюра, который будет окружать область уложенного камня, тем самым, препятствуя её расползанию. Бордюрный камень по окончании установки необходимо тщательно утрамбовать – это продлит срок службы тротуарной плитки. После укладки бордюра делается подушка из песка толщиной 5 см для правильной укладки. Это должен быть обязательно чистый песок. В итоге подстилающий слой должен лежать примерно на 1см выше необходимого уровня. Уровень проверяют с помощью натягивания капронового шнура по направлению укладки в обоих направлениях. После того, как весь материал будет уложен, производят трамбовку. Сначала на поверхность наносится слой песка и равномерно разметается по всей площади. Попадая в щели, он придаёт покрытию прочность. Дальнейшее уплотнение производят с помощью виброплиты или, при её отсутствии, «колотушкой».

Для того чтобы тротуарная плитка служила долго, необходимо не отступать от вышеприведённой технологии.